АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том III , С. 630-634
опубликовано: 27 февраля 2009г.

АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е.

В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа. Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв). А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей.

2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в.

Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г.Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г.

В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства, в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова), чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч. еп. Августин (Беляев), к-рому власти отказали в регистрации. По указу митр. Сергия от 3 апр. 1930 г. в Алма-Ату прибыл еп. Герман (Вейнберг), к-рый служил в Николаевском Кочегурском храме; 18 дек. 1932 г. еп. Герман и почти весь клир храма были арестованы. Следующим Алма-Атинским архиереем стал еп. Александр (Толстопятов), хиротонисанный 21 авг. 1933 г., арестованный в марте 1936 г. 15 июля того же года митр. Сергий постановил уволить еп. Александра «за продолжающимся отсутствием» на покой и назначил на Алма-Атинскую кафедру еп. Тихона (Шарапова), проживавшего в ссылке в Самарканде. Еп. Тихон вступил в управление епархией 16 янв. 1937 г., его кафедральным храмом была Введенская ц. на Клеверных участках. К этому времени в епархии за пределами Алма-Аты существовали 2 правосл. общины (в ст-це Каскелен в 35 км от Алма-Аты и в г. Сарканде). Еп. Тихон вместе с причтом Введенской ц. был арестован 19 авг. 1937 г., 17 окт. епископ был расстрелян в одном из горных ущелий близ Алма-Аты. Введенская ц. была закрыта, после чего вскоре в епархии не осталось ни одного действующего правосл. храма, священники тайно совершали литургии в частных домах.

С 1937 г. Алма-Атинская кафедра не замещалась, в 1944 г. территория Казахстана была включена в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии, к-рой управлял еп. Кирилл (Поспелов). Во время посещения Алма-Аты еп. Кирилл ходатайствовал перед властями об открытии в городе правосл. церквей, 16 дек. 1944 г. верующим была возвращена окраинная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Обновленчество и др. расколы

С 1923 г. Среднеазиатский регион являлся одним из центров обновленчества. 1 июля 1923 г. обновленческое Туркестанское епархиальное управление назначило уполномоченным по Семиреченской губ. свящ. Матфея Шевченко. 3 авг. он провел в Алма-Ате собрание городского духовенства, избравшее «епископом Джетысуйским» (Семиреченским) вдового ташкентского прот. Алексия Маркова (с 1924 «архиепископ»), вследствие деятельности к-рого к 1925 г. практически все храмы Семиречья перешли к обновленцам. С 17 дек. 1926 г. обновленческую Семиреченскую кафедру занимал Георгий Крашенинников, с 11 нояб. 1927 г.- Капитон Лавров с титулом «Алма-Атинский и Джетысуйский», с нояб. 1928 г.- Мелхиседек Николаев, с дек. 1931 г.- Михаил Трубин, с 1934 г.- Михаил Орлов с титулом «Казахстанский», с 24 нояб. 1936 по 9 окт. 1937 г.- Вениамин Молчанов, в 1943-1944 гг.- Анатолий Синицын. В 1937 г. был закрыт последний обновленческий храм Алма-Аты - казачий Софийский собор, свящ. Матфей Шевченко из обновленчества перешел сначала в григорианский раскол, в 1937 г. принес покаяние правосл. еп. Тихону.

В 1930 г. в Алма-Ате уже существовала григорианская община, к-рую окормлял сначала некий еп. Анатолий, затем Серафим (Павлов). При этой общине жил на покое митр. Туркестанский Иннокентий (Пустынский, расстрелян 10 дек. 1937). В 1933 г. еп. Серафим (Павлов) и активисты его прихода были арестованы и приговорены к заключению в Карагандинском лагере. В Алма-Ату тайно приезжал сосланный в Аулие-Ата (впосл. Джамбул, совр. Тараз) глава иосифлянского раскола митр. Иосиф (Петровых), совершавший богослужения в катакомбных храмах Алма-Аты.

Воскресенский собор в Семипалатинске. 1859 г.Воскресенский собор в Семипалатинске. 1859 г.

1945-1991 гг.

5 июля 1945 г. постановлением Свящ. Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, в к-рую вошла территория бывш. Алма-Атинской и Туркестанской епархии и др. области Казахской ССР (за исключением Петропавловской и Семипалатинской областей, находившихся в составе Новосибирской епархии, в 1948 на территории Семипалатинской обл. была создана Семипалатинская епархия). На Алма-Атинскую кафедру после возвращения из ссылки был назначен архиеп. исп. Николай (Могилевский), много сделавший для возрождения церковной жизни в Казахстане. Архиеп. Николай почти ежедневно совершал богослужения, предпринимал частые и длительные поездки по епархии, освящал восстановленные и новопостроенные храмы, при нем число приходов увеличилось примерно до 40, была возвращена Никольская ц., ставшая при архиеп. Николае кафедральным собором. Сподвижником архиеп. Николая и настоятелем Никольского собора (1946-1957) был архим. Исаакий (Виноградов). При архиеп. Николае (временно в 1951, окончательно в 1955) в состав Алма-Атинской епархии вошла территория упраздненной Семипалатинской епархии. В сент. 1960 г. к Алма-Атинской епархии была присоединена Петропавловская епархия (учреждена в 1957), правящий архиерей к-рой архиеп. Иосиф (Чернов) стал Алма-Атинским архипастырем.

В 1961 г. в Алма-Атинской епархии было 85 приходов, 88 священников (из них 6 монашествующих), 17 диаконов; в 1970 г.- 46 приходов, 64 священника (из них 1 игумен и 1 иеромонах), 11 диаконов; в 1990 г.- 91 приход и 127 священнослужителей.

1991-2001 гг.

К 1991 г. территория Алма-Атинской епархии включала в себя 19 областей, удаленность мн. регионов от епархиального центра более чем на 1,5 тыс. км отрицательно сказывалась на церковной жизни. Решением Свящ. Синода РПЦ от 31 янв. 1991 г. на территории Казахской ССР были образованы 3 самостоятельные епархии: Алматинская и Семипалатинская (с территорией совр. А. и А. е. без Астаны), Уральская и Гурьевская, Чимкентская и Акмолинская. К 1 янв. 1992 г. в Алматинской епархии существовал 41 приход, в клире епархии состояли 75 священнослужителей. В 90-х гг. ХХ в. епархии было возвращено большое число правосл. храмов, кроме того, развернулось интенсивное храмовое строительство: в кон. 90-х гг. на зап. окраине Алма-Аты завершилось строительство величественного храма в честь Рождества Христова в древнерус. стиле, в Караганде сооружен Введенский собор (1997) с комплексом прилегающих к нему построек, в Павлодаре - Преображенский собор (1998). В 1998 г. в Астане освящена закладка Успенского кафедрального собора.

Введенский собор в Караганде. 1997 г.Введенский собор в Караганде. 1997 г.В составе епархиального управления А. и А. е. функционируют 4 отдела: миссионерский, молодежный, религ. и богословского образования, социального служения и взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными органами. Активно работает епархиальная комиссия по канонизации святых и реабилитации репрессированных в XX в. В 1993 г. в Алматинской епархии состоялось прославление в лике местночтимых святых преподобномучеников Анатолия, Серафима и Феогноста, иером. Пахомия (Русина), прп. схим. Ираклия (Митяха), мч. Виктора Матвеева, прмц. мон. Евдокии. В 1997 г. был прославлен сщмч. еп. Пимен (Белоликов), прп. схиархим. Севастиан (Фомин). Комиссия подготовила материалы к Архиерейскому Собору РПЦ 2000 г., на к-ром были канонизированы в Соборе новомучеников и исповедников Российских по списку от А. и А. е. митрополиты Николай (Могилевский), Евгений (Зёрнов), архиепископы Захария (Лобов), Александр (Щукин), епископы Уар (Шмарин), Мефодий (Краснопёров), Дамаскин (Цедрик), а также еще 186 мучеников - священнослужителей, монашествующих и мирян. Продолжается сбор материалов для создания жизнеописаний митр. Иосифа (Чернова), архиеп. Тихона (Шарапова), епископов Германа (Вейнберга) и Льва (Черепанова) и иже с ними пострадавших. В 1998 г. впервые в послереволюционное время были проведены церковно-археологические раскопки - в Алма-Ате на месте разрушенного казачьего Софийского собора были обретены останки первого Туркестанского еп. Софонии (Сокольского), к-рым определено покоиться в соборе после его восстановления (начато в 1998). В 2000 г. в Алма-Ате обретены мощи митр. исп. Николая (Могилевского).

Ежегодно 11 авг., в день памяти преподобномучеников Серафима и Феогноста, тысячи казахстанских паломников поднимаются в Аксайское ущелье, чтобы помолиться у могил мучеников. Др. центром паломничества с 1997 г. является Введенский собор Караганды, где покоятся мощи прп. Севастиана (Фомина). Местом молитвы для православных Алма-Аты стала ныне расположенная в границах города роща Баума, в к-рой в 1918 г. был расстрелян сщмч. еп. Пимен (Белоликов); в 1998 г., в 80-ю годовщину мученической кончины епископа, по инициативе мирян в роще Баума поставлен памятный обелиск. По благословению архиеп. Алексия в епархии возрожден крестный ход к св. ключу под Талгаром (около Алма-Аты), совершаемый в 8-ю пятницу после Пасхи. Крестный ход был установлен в 1880 г. в память об избавлении Семиречья от саранчи после молебна у ключа в 1864 г. В Семипалатинске почитается Знаменский ключ, связанный с чудесным явлением в XIX в. Знаменской иконы Божией Матери.

Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский. Фотография 1917–1918 гг.Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский. Фотография 1917–1918 гг.

В 1991 г. открылось Алматинское ДУ, готовящее священнослужителей, псаломщиков и регентов. В марте 1997 г. в Караганде начал работу филиал Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, в 1999 г. на 2 фак-тах (богословско-пастырском и катехизаторско-педагогическом) обучалось 6 священников и 10 мирян. В епархии существует сеть церковноприходских школ, методическим центром является созданная в 1991 г. первая в епархии церковноприходская школа при Никольском соборе Алма-Аты. На ее базе ежегодно Великим постом проходят Серафимо-Феогностовские чтения, на к-рые съезжаются преподаватели церковноприходских школ епархии. Традиц. стали ежегодные богословские Филаретовские чтения, проводимые епархиальным отделом религ. образования на базе Алматинского ДУ. С 1993 г. издается ежемесячная епархиальная газ. «Свет Православия в Казахстане» (тираж 3 тыс. экз.).

В А. и А. е. действует 3 правосл. братства: ап. Иакова, брата Господня, при Михаило-Архангельском соборе в Караганде, св. Иоанна Предтечи при Покровском храме в г. Есик Алматинской обл., Свято-Введенское при храме Трех святителей в пос. Качиры Павлодарской обл. При Свято-Троицком храме Алма-Аты открыто сестричество во имя прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны. С 1994 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Казахстане действует правосл. благотворительное об-во развития образования и культуры «Светоч». В 1998 г. более 500 чел. при участии об-ва «Светоч» поступили в различные вузы Российской Федерации, имея возможность сдавать вступительные экзамены во мн. областных центрах Казахстана. Совместно с городской администрацией, республиканским детским фондом «Бобек» и духовным управлением мусульман Казахстана епархиальное управление является учредителем и постоянным попечителем детского дома «Надежда». По благословению архиеп. Алексия в епархии ежегодно проводятся народные гуляния, концерты, вернисажи, приуроченные к Рождеству, Пасхе, масленице, Дню слав. письменности и Дню города в Алма-Ате.Вознесенский собор в Алма-Ате. 1904–1906 гг.Вознесенский собор в Алма-Ате. 1904–1906 гг.

Важнейшим событием церковной жизни епархии стал визит в Казахстан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, состоявшийся 15-19 июня 1995 г. Впервые за историю РПЦ ее Предстоятель посетил Среднеазиатский регион. В том же году РПЦ был возвращен Свято-Вознесенский кафедральный собор в Алма-Ате - уникальный памятник храмового зодчества.

Указом президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева от 10 дек. 1997 г. столицей Казахстана стал г. Акмола (бывш. Акмолинск, затем Целиноград), 6 мая 1998 г. переименованный в Астану. Определением Свящ. Синода от 31 марта 1999 г. Астана была выведена из подчинения Чимкентского еп. Елевферия (Козореза) и передана в управление архиеп. Алексию (Кутепову) , к-рому определен титул «Астанайский и Алматинский». 7 окт. 2002 г. Алексий (Кутепов) был переведен на Тульскую и Белевскую кафедру, а управление А. и А. е. поручено еп. Елевферию.

Постановлением Свящ. Синода от 7 мая 2003 г. в Республике Казахстан образован Митрополичий округ в составе Астанайской, Уральской и Чимкентской епархий. Центром округа стала столица Республики Казахстан г. Астана. Округ возглавил митр. Мефодий (Немцов).Церковь во имя равноап. Константина и Елены в Астане (с 1999 кафедральный собор Астанайской епархии). 1-я пол. XIX в.Церковь во имя равноап. Константина и Елены в Астане (с 1999 кафедральный собор Астанайской епархии). 1-я пол. XIX в.

Мон-ри

К 2009 г. в А. и А. е. действовали мон-ри: алматинский Иверско-Серафимовский жен. мон-рь (основан в 1908 г., закрыт в 1921 г., возобновлен в 2003 г.), астанайский в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (жен., учрежден в 1995), есикский во имя преподобного Силуана Афонского мужской монастырь (пустынь, учреждена 17 июля 1997), карагандинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы (жен., создан при Богородице-Рождественской ц. Караганды 9 июня 1998; с 6 окт. 2010 г. принадлежит Карагандинской и Шахтинской епархии), павлодарский во имя святых апостолов Петра и Павла (жен., учрежден 9 июня 1998; с 6 окт. 2010 г. принадлежит Павлодарской епархии), семипалатинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» (жен., учрежден в 1907, закрыт в 1920, возобновлен 17 июля 1996; с 5 окт. 2011 г. принадлежит Усть-Каменогорской епархии), Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь, в Аксайском ущелье около г. Каскелен Алматинской обл. (муж., в 1900-х гг. основана как скит, закрыта в 1921, возобновлена 16 мая 1996), усть-каменогорский во имя Святой Троицы (муж., создан при Троицком храме Усть-Каменогорска 11 июня 1993; с 5 окт. 2011 г. принадлежит Усть-Каменогорской епархии).

Архиереи: еп. Лев (Черепанов; 1927 - 29.08.1929), сщмч. еп. Августин (Беляев, назначен 1.10.1929, власти отказали в регистрации), еп. Герман (Вейнберг; 3.04.1930-1933), еп. Александр (Толстопятов; 21.08.1933 - 15.07.1936), еп. Тихон (Шарапов; 17.07.1936 - 19.08.1937), в 1937-1944 гг. кафедра не замещалась, исп. митр. Николай (Могилевский; 5.07.1945 - 25.10.1955), архиеп. Иоанн (Лавриненко; 31.05.1956 - 14.04.1957), архиеп. Алексий (Сергеев; 14.03.1957 - 20.02.1958), архиеп. Иннокентий (Леоферов; 28.08.1958 - авг. 1960), митр. Иосиф (Чернов; 15.09.1960 - 4.09.1975), еп. Серафим (Гачковский; 13.12.1975 - 14.04.1982), архиеп. Ириней (Середний; 16.07.1982 - 28.03.1984), еп. Евсевий (Саввин; 1.04.1984 - 20.07.1990), архиеп. Алексий (Кутепов; 20.07.1990 - 7.10. 2002), митр. Мефодий (Немцов; 7.05.2003 - 5.03.2010); митр. Александр (Могилёв; с 5.03.2010)

Арх.: ЦГА Казахстана. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 7; Архив С.-Петербургской митрополии. Личный фонд митр. Антония (Мельникова). Д. 101; [Тихон (Шарапов), еп. Алма-Атинская епархия в 1937 г. Ркп.].
Лит.: Кратенко А. Как разрушали Покровский собор // Почему вернулся атаман?: Очерки по истории Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 1991; Колотуша В. Открытие православного Семипалатинска // Свет Православия в Казахстане. 1994. № 4/6 (13/15); Т. В. Воспоминания о старце Севастиане Карагандинском. М., 1994; Очерки по истории Русской Православной Церкви в Караганде // Свет Православия в Казахстане. 1995. № 8, 10; Крест над красным обрывом. М., 1996; Карагандинский старец Севастиан. М., 1998; Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномученика архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина, 1891-1937) / Синодальная комиссия РПЦ по канонизации святых. М., 1999; Александр (Толстопятов), архиеп. Путь к спасению: Мысли и думы. Пермь, 2000; Проскурин Ф., прот. Быть ли монастырю под Семипалатинском? // Свет Православия в Казахстане. 2000. № 2 (69); Святитель Николай, митр. Алма-Атинский и Казахстанский / Сост. В. Королёва. М., 2000; Смагуловы Т. и О. Об одном из старейших приходов Павлодарского Прииртышья // Свет Православия в Казахстане. 2000. № 5 (72); Ходаковская О. Епископ Семиреченский и Верненский Пимен. Серг. П., 2000.
О. И. Ходаковская
Рубрики
Ключевые слова
См.также